12 навыков начинающего контентщика
Привет! Меня зовут Наталья Ясинецкая, и я уже 4 года администрирую сообщества ВКонтакте, а значит, изо дня в день работаю с составлением и корректировкой контент-стратегии и контент-планов. Расскажу, какие навыки контентщика помогут дорасти вам до профи. Хочу помочь начинающим контентщикам стать классными специалистами, поэтому делюсь своими наблюдениями.
Эта статья для тех, кто хочет вырасти до уровня профессионала: кому неинтересно публиковать постики а-ля «С прекрасным весенним днем, дорогие друзья!» или писать по строго заданному техническому заданию (ТЗ).
Готовы? Поехали.
Навыки, которыми обладает начинающий, но крутой спец, я разделила на две категории: личностные и профессиональные.
Личностные навыки
Контент-менеджер не может быть одиночкой. Это человек, который работает в команде, даже если он отвечает только перед заказчиком. Значит, он должен уметь работать с людьми и обладать такими умениями:
1. Быть ответственным
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Прежде чем взять задачу в работу, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, успеваете ли по срокам, посильную ли ношу на себя взяли. Вы работаете в команде, и от вашего отношения к общему делу зависит результат.
Если возникают трудности, честно расскажите об этом и предложите варианты решения проблемы.
Например, вы согласились работать с нишей юридических услуг и договорились о сотрудничестве с заказчиком. Когда изучали материалы, поняли, что эта тема – не ваша: вызывает отторжение, ничего не понимаете, а чтобы разобраться и классно выполнить задание, не хватает времени.
Не получается? Покажите себя ответственным человеком. Расскажите клиенту о затруднениях и предложите варианты:
- Василий Петрович, понимаю, что не хватает знаний справиться с задачей и не хочу вас подводить, поэтому рекомендую своего коллегу.
- Василий Петрович, я переоценил свои силы. Понимаю, что не укладываюсь в сроки и подвожу вас. Прошу вас о переносе срока на два дня. В качестве компенсации хочу предложить (написать пост, подобрать изображение…)
Честно признаться в том, что у вас что-то не получается – это сила. И поверьте, это спасает репутацию и сохраняет доброе отношение клиента гораздо лучше, чем кое-как сляпанный контент-план.
2. Быть дипломатичным
Это навыки контентщика про умение корректно отстаивать свою точку зрения. Вы много учились и теперь знаете, как правильно работать. И вот задача: обратился клиент, у которого весь контент в соцсетях строится только на продающих постах типа «купи-купи-купи». Он хочет оживить свое мертвое сообщество, но при этом считает, что всё делает правильно и людям нужны только продажи. Вы знаете, как помочь клиенту: изменить стратегию – к продажам добавить вовлечение подписчиков, полезности и юмор.
Вопрос в том, как построите диалог.
Будете жестко настаивать на своем – поставите себя «над» заказчиком. Вы профи, а он ничего не понимает в продвижении. Такая позиция пользы не принесет. У вас обоих включится соперничество за звание самого умного. Это приведет к разочарованию друг другом и отказу от сотрудничества.
Покажите, что вы партнеры и работаете на равных, а ваша главная задача – помочь клиенту.
3. Быть пунктуальным
Дедлайн – это святое.
Допустим, вы договорились с клиентом, что сдаете ему готовый контент-план 15 мая, а сегодня только 1 число. Это не значит, что у вас свободные две недели, а 14-15 вы ка-а-ак начнете усиленно работать под давлением дедлайна, что напишете всё гениально и в срок.
Договорились на 15 мая? Отлично. 15 мая заказчик принял готовое задание, а не просто получил от вас файл. В срок исполнения входит время на исправление и корректировку. Период правок и согласований – это время ДО дедлайна, а не после.
Тянуть до последнего – плохая затея, потому что можете подвести людей. Да, вы сдали контент-план и тексты 15 числа, а клиент прочитал и понял, что нужно кое-что изменить. У него в расписании 16 апреля стоит запуск проекта, который теперь придется переносить. Формально вы правы: сдали же, но вот человека подвели и себя зарекомендовали не очень хорошо.
Если не укладываетесь в сроки, то понять вы это должны задолго до дедлайна и честно рассказать клиенту. Красивый выход из некрасивой ситуации – опять же предложить варианты.
Совет: обозначьте промежуточные даты. Сначала наработки, затем черновик и окончательную дату, когда заказчик получает от вас чистовик.
4. Уметь рационально организовать рабочее время
Если умеете грамотно планировать рабочий день, то проблемы со срывами дедлайнов – это не про вас. Вы распределили нагрузку равномерно, поэтому работаете без напряжения и всегда находитесь в ресурсе.
Но иногда не всё идет так гладко и идеально, как хотелось бы. И вот вы ловите себя на том, что залипли на видосики, вместо того чтобы готовить пост. Время ушло, вы себя ругаете из-за того, что не успеваете, настроение падает, а эффективность улетучивается. Так и до выгорания недалеко.
В интернете много интересных планировщиков времени, которые помогают распределить задачи. Самый простой – использовать технику помодоро, или помидора, как говорят по-простому.
Например, для написания поста даете себе 30 минут. Это время посвящаете только работе над публикацией и ни на что не отвлекаетесь – телефон и соцсети в сторону. Заводите помидор на 30 минут, и вперед. Как только время выйдет, прозвенит будильник.
Здесь же вы можете запланировать регулярные мероприятия и установить время для их выполнения. Например, в мой распорядок дня входит час занятия испанским языком.
Техника простая, но полезная, потому что приучает концентрироваться на одной задаче и не дает перепрыгивать с темы на тему и витать в облаках.
Еще один совет начинающим контент-менеджерам, который позволит бережно отнестись к своему времени: трезво оценивайте силы и не хватайтесь за 10 проектов из разных ниш подряд.
Всех денег не заработаете, а нервный срыв – легко.
5. Не бояться задавать вопросы
Ребят, когда вы начинаете работать с проектом, то задавать вопросы – это полезно. Боитесь показаться некомпетентными или глупыми? Напрасно. Клиент так не подумает, зато ему будет приятно, что вы хотите погрузиться в его бизнес и спрашиваете о нем.
Если всё же сомневаетесь, то постелите соломку и предупредите.
Например, так: «Иван Иванович, начинаю работать с вашим проектом, и у меня возникло несколько вопросов. Прошу на них ответить, даже если что-то покажется вам глупым. Я и сама разбиралась, но боюсь понять что-то неправильно. Хочу, чтобы материалы, которые мы будем публиковать, были полезными и интересными вашим подписчикам»
Запомните: задавать вопросы – значит показать клиенту заботу о нем и его проекте, а не наоборот.
Профессиональные навыки
Это те навыки контентщика, которые глубже связаны с профессией, чем с человеческими качествами. В статье беру только основы без глубокого погружения в тему, потому что над каждым пунктом вам придется хорошенько потрудиться.
6. Анализировать целевую аудиторию
Ох, как не любят многие копаться с понятиями «целевая аудитория» и «сегментация целевой аудитории». Куда проще писать посты ради постов и публиковать их потому, что все так делают или просто время пришло.
Работа с анализом целевой аудитории – основа, которую должен освоить каждый контент-менеджер. На базе этого анализа и выделения сегментов вы строите работу по созданию контент-стратегии и составлению контент-плана.
На первом этапе начинающему специалисту важно понять, что продавать всё для всех сразу или писать для всех – это как стрелять из пушки по воробьям, то есть неэффективно.
Например, в сообществе TargetHunter собралась разношерстная аудитория:
- владельцы бизнеса, которые сами продвигают сообщества
- владельцы бизнеса, которые подыскивают сотрудников
- SMM-специалисты
- таргетологи
- дизайнеры
- копирайтеры
- контентщики
- и другие профессионалы
Это разные люди с разными интересами, поэтому не получится выпускать общие публикации, которые подойдут всем. Различными постами мы охватываем все сегменты аудитории и закрываем потребности этих людей.
Работа с анализом целевой аудитории – кропотливая и сложная, но я уверена, что у вас всё получится, ведь TargetHunter уделяет этому серьезное внимание.
Например, целый раздел посвящен публикациям на тему контента. Ваша задача сейчас – быть готовыми к тому, что придется много трудиться.
7. Учиться и развиваться в направлении контент-маркетинга
Реальность такова, что в области контент-маркетинга нет ни одного универсального специалиста, чьи знания подходят под любой проект. Каждый приходит со своей базой умений и уже в ходе работы подстраивается под ситуацию.
- Будьте готовы много учиться на реальном проекте и каждый день открывать то, чему на курсах не учили или учили, но оказалось, что в жизни это работает по-другому.
- Подпишитесь на профессиональные сообщества, в которых можете здорово прокачаться. Например, TargetHunter публикует материалы на тему контент-маркетинга в группе ВК и своем блоге.
- Общайтесь с коллегами, спрашивайте у них советы и сами отвечайте в комментариях на вопросы подписчиков.
8. Мыслить стратегически
Мыслить стратегически – это не про получение результата прямо здесь и сейчас. Вы должны четко понимать, чего хотите добиться и что для этого нужно сделать.
Перед каждым действием задайте себе вопрос: «Зачем я это делаю? Какой цели хочу добиться?». Это умение помогает видеть конечный результат, думать наперед, на будущее, на перспективу.
Как это относится к нашей теме ⇓
Допустим, вы составляете контент-план на месяц и прописываете темы постов на каждый день. Задача в этом месяце – поднять вовлеченность. Значит, результатом вашей работы через месяц будет рост активного ядра – тех людей, которые раньше отмалчивались, а теперь стали общаться в сообществе.
А дальше вы думаете над тем, какие инструменты будете применять, чтобы достичь целей.
Пример тот же, поднимаем вовлечение. С помощью чего можем добиться этого? Продумываем инструменты: посты на лайки, добавление опросов или игра на комментарии.
9. Строить гипотезы
Даже если вы отлично разбираетесь в статистике и проанализировали популярные посты конкурентов, вы не можете на 100% быть уверены, что вашей аудитории зайдут подобные публикации. Любая стратегия строится на предположениях и их проверке. И как показывает практика, иногда посты, о которых думаешь: «О, вот это точно зайдет», – проваливаются. А те, от которых ничего особенного не ждешь, заходят на ура.
Что ж, мы должны быть готовы к любому развитию событий и менять стратегию в зависимости от результатов. Да, и снова строить гипотезы, и снова их проверять.
Вот мой пример и больная боль администратора сообщества: пост на лайки никто не лайкает. Нашей аудитории такая шутка не показалась смешной.
Огорчились, вздохнули и пошли искать новые идеи.
10. Анализировать статистику
Данные в статистике нам показывают многое:
- кто наша аудитория – мужчины или женщины, каких возрастов
- с каких устройств чаще заходят на страницу
- посетители каких стран и городов интересуются контентом
- из каких источников забрели в сообщество
- какую активность люди проявляют в группе и куда заходят
- насколько удачно мы сработали – понравились посты подписчикам и самой социальной сети или нет
- и прочее
Каждый из этих показателей помогает разобраться с тем, какие материалы предлагать аудитории. Все результаты мы оцифровываем и делаем выводы, что нужно изменить и как докрутить, чтобы следующие публикации стали сильнее и интереснее людям.
Статистика записей помогает сделать вывод, достигли ли мы целевого действия, которое хотели получить.
Вот пример неудачного поста, цель которого – собрать клики. Аудитории опрос не зашел, результаты огорчают: 445 человек увидели опрос, проголосовали 14, виральный охват (то есть охват не по подписчикам сообщества) всего 42. ВКонтакте не посчитал публикацию достойной для показа.
А этот пост получился более удачным, виральный охват гораздо выше:
Изучение статистики, как и анализ целевой аудитории – отдельная тема, которая требует глубокого погружения. Главная мысль – вы много будете работать с цифрами и разбором результатов.
11. Быть грамотным
Грамотность – без сомнения, важный навык. Но что делать, если вы не были в школе отличником по русскому и сочинения писали ну так себе? Поставить крест на профессии?
Нет, нет и еще раз нет. Не бывает идеально грамотных людей, да и опечатки никто не отменял. Пользуйтесь сервисами проверки текстов на орфографию и пунктуацию, и будет вам счастье.
В каждом тексте важны смысл и польза для читателя, в первую очередь. Ошибки – дело житейское. Просто поверьте, всегда найдется кто-нибудь в белом пальто, кто тыкнет носом в опечатку и порекомендует учить правила. А если ошибок много или они встречаются постоянно, то это говорит о вашем пренебрежении к читателям. Прогнать текст через сервис – дело пары минут.
Вариантов в интернете пруд пруди, но мне больше всего нравятся «Орфограммка», проверка орфографии на text.ru и в «Текстоводе».
12. Чувствовать ситуационный контент
Добавила этот пункт в связи с последними историческими событиями.
24 февраля жизнь вдруг изменилась. Продажи, акции и развлекательные материалы стали выглядеть нелепо. Возникла ситуация, при которой нельзя ловить хайп и обсуждать политику. Лучший выход – срочно пересмотреть контент план: убрать на время развлекательный контент, снизить активность и просто промолчать, чтобы не раздражать людей.
В TargetHunter так и сделали. Вот примеры публикаций за 24 февраля:
- пост Александра Постановича о том, что проснулись в новом мире
- пост о стабильности – анонс эфира по ТикТоку
Вот главные навыки контентщика, которые нужны начинающему контент-специалисту на первых порах. «А как же тексты?» – спросите вы и будете правы.
Конечно, писать тексты тоже важно, но это уже другая история.
Автор: Наталья Ясинецкая
Выпускающий редактор: Ольга Бастырева