Сегодня поговорим о боли многих заказчиков — делегировании. Казалось бы, что может быть проще. Объяснил, что хочешь, и получил результат. Но в действительности всё иначе. Бизнес и SMM. Как договориться на берегу?
Бизнес не понимает, как правильно общаться с СММщиком. Как выявить профессионала, договариваться и контролировать процесс, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов.
Автор сам выступал заказчиком и на своем опыте написал подробную статью. Берем на вооружение!
Халатный подход к переговорам приводит к отсутствию четких договоренностей и конфликтам впоследствии.
Каждый бизнесмен знает из своего опыта, что правильно проведенные переговоры — 50% успешной сделки.
Бизнес и SMM. Как договориться на берегу?
Любая сделка начинается с переговоров. Общение с SMM-специалистом не исключение. Для выгодного обеим сторонам (бизнес и SMM) соглашения соблюдайте ряд правил.
Я рекомендую не сваливать все этапы переговоров в один, а разделить их на три встречи, что позволит избежать импульсивных и эмоциональных решений.
В спокойной обстановке проанализируйте информацию, примите обдуманное решение. Это поможет найти подрядчика на долгосрочную перспективу.
После отклика подрядчика на вакансию договоритесь о встрече или диалоге по Скайпу.
Цель первой встречи — понять, что перед вами профессионал.
Представьте ситуацию
Олег — владелец малого бизнеса. Производит металлоконструкции для домов. Ему нужны заказы онлайн. Потому что ниша контекстной рекламы перегрета, и конкуренты заняли бóльшую часть рынка. Олег нашел специалиста по соцсетям и договорился о встрече в кафе на десять – пятнадцать минут перекинуться парочкой фраз.
Специалист: «Здрасьте, что нужно в социальных сетях?» Олег: «Продажи. Нужны клиенты». Специалист: «Окей. 100 $ работа и 100 $ бюджет на рекламу». Олег отдает предоплату 100 $ и SMMщик уходит: «На созвоне».
В предвкушении новых клиентов Олег отправился покупать машину и мешки для денег. Потому что он получил обещание о толпе заказчиков на покупку металлоконструкций для дома.
Олег еще не знал, чем это закончится.
Второй вариант встречи
Время проведения — один – два часа.
На встрече с заказчиком грамотный SMM-специалист задает вопросы и узнает информацию о вашей компании и продукте. Ряд этих вопросов называется бриф. На них необходимо подробно ответить, уделить внимание мелочам. Так как на основе этой информации специалист строит стратегическую модель для ведения рекламной кампании (путь клиента до покупки).
Если вопросы вам непонятны или не знаете ответ — так и говорите. Специалист поможет разобраться.
Косвенным моментом оценки грамотного подрядчика является то, что он задает больше вопросов, чем вы. Если происходит именно так, то перед вами профессионал и есть смысл продолжать разговор.
По итогу встречи вы рассказали потенциальному сотруднику информацию о компании и продукте. Его задача — проанализировать информацию (для этого достаточно один – два дня). И на следующей встрече рассказать свое видение продажи товара или услуги и предоставить варианты для достижения этих целей.
Как договориться с подрядчиком
Переговоры и согласование
Таргетолог проанализировал информацию, которую получил от вас, и подготовился ко второй встрече. Он готов рассказать подробный план действий.
Сперва создается и заполняется площадка (группа в соцсетях). Фактически — это ваш магазин.
Таргетолог привел людей к магазину, и они решают: заходить или нет. Смотрят, оценивают. Если нравится картинка (оформление группы) — заходят. Иначе — идут мимо.
Представьте, вы приходите в магазин купить обувь. Просто обувь. Зимние сапоги. Справа от вас стоят красивые декорации. А слева стеллаж, на котором аккуратно расставлена обувь. Продает товар квалифицированный менеджер-консультант, который с радостью отвечает на вопросы и помогает в выборе товара. Вокруг обстановка уюта и чистоты. С таким сервисом приятно иметь дело.
А вы сами купили бы обувь в таком магазине?
А теперь представьте, если вы заходите в магазин, чтобы выбрать зимнюю обувь, а продавцы общаются между собой и даже ухом не ведут.
В углу магазина надпись:
Последний клиент был в 2013 году.
Ободранные стены. Грязный стеллаж. На плинтусах паутина.
А вы сами купили бы товар в таком магазине?
Таргетолог расскажет, как сделать ваш магазин (в данном случае группу в соцсетях) ярким и привлекательным для клиентов. Создаст с нуля, внесет изменения и улучшения в существующую группу — это тоже часть работы, за которую платит клиент.
Также в сообществе необходимо периодически размещать посты с информацией о товаре (правильная информация дает дополнительные 10 – 20% клиентов). Это отдельная часть работы, которая повышает стоимость.
Если проект создается с нуля, рекомендую включать в стоимость работы оформление группы и создание трех – пяти постов. Учтите, что таргетолог не сделает это на супервысоком уровне, но этого достаточно для проведения одной – двух недель рекламной кампании. Со второго месяца работы закажите качественный дизайн и постоянный контент отдельно у профессионалов.
Задача таргетолога — довести клиентов до дверей магазина, к вашим продавцам.
Вот реальный пример рекламной записи. Прорабатывается индивидуально под продукт или услугу. Каждый пункт — шаг клиента к продаже.
Далее — цепочка сообщений и заявка (вопрос: «Сколько стоит?» или оставленный клиентом для связи номер телефона).
Я прописал объективный по времени и затратам путь, который нам надо нащупать. Каждый шаг, как цифра в кодовом замке, а таргет — способ подбора ключа. Каждая попытка стоит денег.
Количество попыток * количество шагов * стоимость попытки = бюджет рекламной кампании.
Оптимальный бюджет под ваш продукт подскажет таргетолог. Чем больше у него опыта, тем меньше попыток ему нужно. В этом и заключается его работа: найти быстро и с минимальными затратами этот путь.
Надеюсь, я ответил на вопрос: «Бизнес и SMM. Как договориться на берегу».