Геймификация в SMM: как вовлечь аудиторию с пользой для бизнеса
Меня зовут Иван, я автоматизатор. Разрабатываю чат-боты и автоворонки для бизнеса. При чем тут геймификация в SMM? А при том, что она лучше всего работает именно в автоматизированном формате. Не вручную же вы будете параметры считать? Плюс когда речь идёт о бизнесе, важно делать не только ярко и интересно, но и с выгодой. А значит, нужно начать с маркетинговой составляющей.
В этой статье пошагово разберём, как продумать и реализовать геймификацию в SMM, которая закрывает бизнес-задачи.
Цели геймификации в SMM
Именно от четкости поставленных целей будет зависеть успех всего предприятия. Какие бизнес-задачи может закрывать геймификация в SMM?
1. Вовлечение и активность подписчиков.
Это полезно для вирального охвата, где его ещё начисляют (сарказм), для привлечения новой аудитории. Согласитесь, паблик на миллион подписчиков, в котором по полтора лайка под постом, выглядит… уныло. А люди предпочитают идти туда, где уже есть живые активные пользователи.
2. Лояльность.
Проведение конкурсов, раздача призов, просто активное взаимодействие с аудиторией — всё это показывает человеку, что он вам важен. И это подкупает. А значит, вы становитесь всё больше своим. Растёт доверие и желание покупать именно у вас. Всегда.
3. Формирование активного ядра.
Подписчики общаются, ощущают сопричастность, постепенно формируя активное ядро и комьюнити, а в перспективе возможно и адвокатов бренда. Отличный пример — квест «SMM Wars» от TargetHunter. До сих пор аудитория с восхищением вспоминает его. Юзеры узнают друг друга в комментах, вспоминают фишечки самой активности. Сделать игру такой, чтобы она стала легендой, — надо постараться.
4. Узнаваемость бренда.
Это и виралка, и сарафан, и просто растекающиеся по сети посты с отзывами, благодарностями и вайбом «это крутые ребята, которые делают классные движи».
5. Получение информации.
Интерактивные опросы, забавные анкеты. Здесь можно и портрет аудитории уточнять, и обратную связь по продукту собирать. Даже идеи новых продуктов тестировать. Без скучных занудных вопросов, от которых пользователи предпочитают отмахиваться поскорее.
6. Презентация продукта.
Нативно, интересно, креативно!
Например, я провожу такие викторины в BotHunter. Это конструктор чат-ботов, штука технически навороченная. И если в каждом вопросе давать возможность покопаться в возможностях сервиса — это же просто бинго! Человек и развлёкся, и продукт пощупал.
Хотите посложнее? Вышеупомянутый квест «SMM Wars» работал на то же самое, только пользователи изучали парсер.
7. Обучение/просвещение.
Чтобы помочь разобраться в продукте или повысить осведомленность о нём, сформировать потребность, если раньше она была неочевидной, а также показать возможности использования вашего продукта — отлично подходит игра.
8. Продажи.
Ну а ради чего всё затевалось?!) Это может быть стимулирование продаж: «Заработай баллы — получи дополнительную скидку!» Или косвенное — например, розыгрыш среди купивших.
Идеально, когда в качестве приза вы предлагаете свой продукт, но делаете это настолько интересно, что даже те, кто не выиграл, бегут покупать. Потому что они уже прониклись тем, насколько хорошо то, что вы предлагали выиграть.
Можно ли брать сразу несколько целей?
Конечно! Но не переборщите, а то можно разорваться)
Целевая аудитория геймификации в SMM
Звучит занудно, но это важно. От того, для кого вы готовите активность, зависит, какие стоит взять призы, какие подобрать механики и антураж. Насколько аудитория справится с вашими заданиями с технической точки зрения. Подкованность-то в этих вопросах бывает разная.
Да и вообще, всегда полезно понимать, с кем имеете дело.
Что важно учитывать, продумывая геймификацию в SMM?
1. Прогретость аудитории.
Что может быть интересно новичку? А тому, кто давно с вами? Это же принципиально разные сегменты и потребности у них абсолютно разные. А значит, и активности будем придумывать для каждого сегмента свои.
Пример для того же BotHunter (сервис чат-ботов и рассылок).
Новичкам — ознакомительная викторина, обучалка, конкурс активностей.
Тем, кто работает с сервисом, но пока минимально, — конкурс собранных ботов, творческий конкурс креативных текстов для рассылки, что-то для формирования комьюнити, прокачки лояльности. Кстати, крупные игровые события идеально зайдут.
Продвинутым пользователям нужно что-то совсем крутое. То, что подчеркнёт их высокий статус крутого юзера (пощекочем ЧСВ), даст возможность самореализоваться, покрасоваться. Наставления новичкам? Идеально, например в чате взаимопомощи геймифицируем помощь через карма-бота. сказали спасибо — получи плюсик. И этих плюсиков может быть много, очень много. А добавьте к ним ещё звания — получится бомба!
2. Мотивация.
Для чего юзерам идти в геймификацию?
Интерес, азарт, реальные плюшки и бонусы, материальный подарок, скидка… Подумайте, что может быть интересно конкретно этим людям?
При этом обязательно сверяйтесь с тем, чтобы призы были максимально целевыми и работали как фильтр. Дарить условный айфон = работать на широкую и скорее всего нецелевую аудиторию. Призоловов может прийти много, а нужной нам аудитории — единицы.
3. Демография: пол, возраст, интересы.
Тут много параметров, но не все одинаково полезны. Смотрите на них сквозь призму своей задумки и того, что именно продвигаете.
Например. Возраст — может быть важен для выстраивания ton-of-voice, технической сложности геймификации. Как правило, более возрастная аудитория хуже разбирается в интерфейсе всех этих ваших соцсетей и может не осилить например отметку паблика через @.
Пол — может быть важен, если у вас продукт ориентирован на конкретный гендер. Учитываем в оформлении геймификации, содержании текстов, обращениях. Но кстати в текстах через чат-боты есть возможность использования переменных, так что обращения можно подстраивать под читающего.
Интересы — особенно ценно для антуража, отсылок. Возможно, вы впишете мемы, которые знает и любит ваша ЦА, или вспомните вместе фильмы, которые «смотрели все». В общем, параметр важный.
Площадка
Актуально, если у вас их много.
Что может быть важно?
Где есть нужная ЦА. Какие где есть технические возможности и сложности для конкретной активности. Но можно и пропустить на этом этапе — просто подберёте механику, которую можно реализовать на выбранной площадке.
Например, ВКонтакте можно использовать механику с выкладкой постов с хештегом, а в ТГ лучше просить скрины таких постов или ссылки, потому что поиск по тегам всё ещё не идеален. Кроме того, у вас не получится отслеживать лайки на посте в ТГ-канале. Зато там можно загружать кастомные стикеры, посвященные вашей активности.
Игровые механики
Тут есть 3 важных вопроса, которые нужно держать в голове.
- Что лучше подойдет для выбранной бизнес-цели?
- Что реально реализовать на выбранной площадке?
- Что осилит ЦА?
Можно использовать одну игровую механику или сразу несколько в комбо — на что хватит фантазии и способностей.
Механик очень много, приведу пример нескольких на базе ВКонтакте. И да, я автоматизатор, поэтому буду ориентироваться на механики, которые поддаются упаковке в чат-бот.
1. Начисление баллов за лайки, комментарии, репосты
Есть готовые решения для таких рейтингов, есть индивидуальные под вас, которые можно собрать самому. Мне ближе второе, потому что технически больше возможностей:
- можно отслеживать в одном месте сразу несколько сообществ;
- проверять на жульничество и штрафовать за снятые лайки;
- отслеживать количество символов в комментарии;
- высылать подтверждение по каждому действию пользователю в ЛС;
- выстраивать дейлики — ежедневную «норму» на количество действий.
2. Начисление баллов за активность в чате
Очень помогает в формировании активности в чатах.
Например, карма-бот начисляет пользователю за каждое спасибо в его адрес бонусы. Или за отзыв. Или за выполнение конкретной активности в чате — например, по пятницам все скидываем селфи, получаем баллы. В общем простор для размышлений.
3. Отслеживание времени активности (отмечать первых)
Для чего?
Чтобы торопились оставить свои реакции и пинали алгоритмы (не)умных лент. Или уведомления включали на наш паблик и не теряли из виду.
4. Рулетка
Напиши кодовое слово, проверь удачу. Просто для пользователя, легко собирается (в BotHunter есть прямо готовые шаблоны).
Даёт вовлеченность, охваты (но это не точно), увеличивает число касаний. Формирует привычку приходить в комменты, что важно.
5. Розыгрыш
Механика стара как мир, но актуальна. Соотносите ценность приза (и то, насколько он целевой) со сложностью условий. И будет вам счастье. И лиды.
6. Публикации пользователей
Тут сложно запустить процесс, потому что проще влепить лайк, чем найти какое-то фото, написать сопроводительный текст, да ещё отметку эту сделать. А тут и сомнения типа «меня же читает мама/коллеги/бывшая».
Поэтому нужно очень тщательно работать с мотивацией.
И да, это сложнее автоматизировать. Придется парсить и вручную отсматривать. Но если это конкурс отзывов — может круто запустить сарафан.
7. Челленджи и марафоны
Это для тех, кому нужна мотивация «я не один». Типа каждый день выкладывать пост или фото своего обеда для худеющих. Не сделал — вылетел. Дошел до конца, набрал баллы либо выиграл в розыгрыше — получи ещё и приз за настойчивость!
8. Викторины и тесты
Типичное обучение. Или презентация продукта. Или опрос. Да много чего можно вшить. Кстати, идеально зашивается в чат-бота. Можно подсчет баллов делать, расшифровку, элементы интерактива. Благодатный формат.
9. Задания на поиск
Слышали про пасхалки? Скрытые послания, секретики. Распихайте их по всем ключевым местам сообщества или сайта, чтобы юзер взял и просмотрел всё. Заодно он увидит, что у вас есть.
Тоже можно подготовить бота. Пользователь присылает ключевую фразу — бот автоматически проверяет, что она верна. Или скрин шлёт, бот перенаправляет менеджеру проверить, что это не мемчик какой-нибудь, а тот уже кнопочку жмёт — принять или нет.
А если пасхалки распихать в видео — контентщик вам спасибо скажет за глубину просмотра)
10. Творческие задания
Собрать бот. Создать мем. Сделать креативное фото. Написать стихотворение, оффер, сказку…
11. Рейтинги
Есть отдельная категория людей, которая любит соревноваться в количестве баллов или собирать ачивки. Причём рейтинг можно оформить как открытый, видимый всем, так и закрытый, чтобы каждый самостоятельно тешил своё эго.
12. Сбор игровой валюты
Отличная объединяющая механика, которая поможет собрать самые разные задания в единую систему вознаграждения. Идеально впишется, например, в любые обучалки. Назначьте награду за вовремя сданные ДЗ, активность в чате, помощь однокурсникам. Игровую валюту можно затем предложить менять на эксклюзивные товары или скидку.
13. Создание атмосферы
Представьте, что в вашем мероприятии не просто чат, а Кантина — галактическая таверна. Каждый пользователь пишет от имени ника, который сам и установил, и звания, которое заработал в игре. И встречаясь затем в других комментах, пользователи гадают, кто же скрывается под ником «Звёздный скиталец»?
Это уже не просто какой-то движ, это целая вселенная!
Именно так выглядело оформление чата в «SMM Wars».
И именно такие фишки делают геймификацию запоминающейся надолго.
14. Использование нескольких этапов/уровней
Здесь нам вряд ли понадобится 80 штук, но пару-тройку вполне можно организовать. И особенно круто будет сделать их в разных форматах, например, первый этап в сообщениях, второй в открытом обсуждении, а третий — вообще онлайн. Нечто похожее мы проводили на десятилетие экосистемы TargetHunter.
Только помните, что чем больше этапов, тем меньше людей дойдут до финала. Важно просчитать так, чтобы дошёл хоть кто-то)
Какую механику выбрать?
Да берите сразу несколько! Потому что именно в комплексе получается что-то действительно эпичное и интересное.
Главное — не забывайте об изначальной цели. Всё же наша задача — не повеселить народ, а решить маркетинговые задачи.
Читайте также: Вся правда про BotHunter, или Исповедь создателя «Игры в контент»
Оформляем геймификацию
И это не только про визуал. Здесь всё, от персонажей до тона публикаций, атмосфера и детали. Не зацикливайтесь на картинках и текстах. Добавьте анимацию, наделите персонажей голосом. Особенно это важно для крупных квестов.
Например, в SMM Wars была использована тематика Звёздных Войн, и выбор не был случайным.
- Игра должна была знакомить с парсером TargetHunter, поэтому нужна была отсылка к миру технологий.
- Вселенная хорошо известна ядру аудитории в силу возраста и интересов.
- Персонажи весьма колоритны, их можно раскрывать в тексте просто за счет выстраивания ton-of-voice.
- Задания легко ложились в уста персонажей и тематику сообщества.
- Даже создание чата-кантины идеально дополняло игру, создавая неповторимую атмосферу.
Хотите использовать собственного маскота или свою вселенную? Это вообще идеально! Особенно если игра удачно зайдет и соберёт большой отклик. Представляете, сколько новых людей запомнят ваш бренд?
Тестирование
Долгий, утомительный, но нужный этап.
Чем сложнее активность, чем интереснее архитектура написанных под неё ботов — тем больше надо проверить до того, как придет поток пользователей и закидает вас сообщениями об ошибках.
Никогда не экономьте на тесте — поверьте горькому опыту! Править всё на ходу значительно сложнее и неприятнее.
Кстати, участие в тестах тоже может быть приятным бонусом для самых лояльных пользователей.
Продвигаем геймификацию в SMM
Знаете, что больше всего расстраивает? Когда создаешь офигенную игру, а приходит полтора человека. И все труды и вложения — зря.
Геймификация в SMM — инструмент для достижения целей бизнеса. И вполне логично пускать на неё трафик. Кроме того, можно отправлять приглашение в рассылку или использовать любые другие каналы привлечения.
Даже если вы не увидите сиюминутного выхлопа — это не значит, что игра не окупилась. Контент (а геймификация ближе к нему) — вообще игра вдолгую. И результаты обязательно будут.
Запуск
Можно выдохнуть спокойно?
Нет! Теперь необходимо следить, чтобы всё прошло хорошо. Так что не стоит сбегать в отпуск, лучше разгребите лишние задачи и выделите себе время на случай форс-мажора. Всякое бывает: обновления на площадках выходят всегда не вовремя. А ещё не забывайте про подведение итогов. Хуже нет, чем сумятица в процессе раздачи призов — пользователи в этом очень придирчивы.
Анализ
- Сколько было пользователей на старте, сколько в финале.
- Где чаще спотыкались.
- Что зашло на ура, что больше не повторяем.
- Сколько было потрачено на привлечение участников и в идеале сколько получено после. Но помните, что эффект может быть отсроченным.
Главное не оценивать на глаз, а подкреплять реальными цифрами и фактами. Именно так каждая ваша следующая геймификация станет ярче и эффективнее предыдущей.
Вывод
Люди играют. Всегда. С родителями, с алгоритмами, с брендами.
Вопрос в том, играют ли они с вами — или мимо вас.
Сделайте так, чтобы ваша игра была интереснее остальных. Тогда и охваты, и продажи подтянутся.
Читайте также: Игра в подглядывание: геймификация в социальных сетях
Автор: Иван Мальцев
Редактор: Ольга Бастырева