Новичкам бывает очень сложно правильно определить цены на свои услуги. Обычно используется один проверенный метод – поставить чуть ниже, чем у других. Тогда ведь точно кто-то откликнется и получится заработать? Но не стоит слишком занижать стоимость, чтобы не тратить время, работая за копейки, не выгореть и не подпортить себе репутацию.
Хотите знать, как фрилансеру установить цены? Существует три проверенных метода — о них и будет эта статья. Также вы узнаете, когда можно будет повысить расценки и еще несколько полезных советов.
Как не занизить стоимость своей работы?
1. Ориентироваться на конкурентов
Да, именно этот метод и используют новички. Но часто они допускают распространенную ошибку — занижают стоимость, чтобы «кто-то да отдал мне заказ».
Например, возьмем ситуацию с текстами. Писать статьи – интересное и прибыльное занятие, но многие считают его копеечным из-за таких новичков. Были времена, когда средние расценки не опускались ниже 30 рублей за 1000 знаков. Но потом этот вид заработка стал очень популярен и пришло много работников. Они ничего не умели, без опыта работы, не были уверены в своих силах, так что решили действовать самым простым способом – снизили цены и отбирали заказы дешевизной. Постепенно приходили новые люди, ориентировались на ценники бирж (а они уже опустились до 15-20) и ставили 5-10 рублей/1000 знаков. Вот так они и стали работать за бесценок, и теперь на многих биржах можно увидеть такие цены.
Но это неправильно: можно ориентироваться на других фрилансеров, но с адекватными ценами.
Как определить средние цены?
Посмотрите средние расценки на серьезных биржах (не etxt и advego)
Почитайте форумы по вашей специальности, обычно на них встречаются темы про расценки
Посмотрите примеры работ людей со средней оплатой и сравните их со своими – вы лучше или хуже? Посмотрите, чему можно научиться, подтяните знания и поставьте нормальную цену
Почему плохо занижать расценки?
Работая с низкой оплатой, вы будете считаться низкооплачиваемым работником. Обычно за копейки работают непрофессионалы, так что серьезные заказчики будут обходить вас стороной. В погоне за быстрой прибылью вы можете испортить свою репутацию.
2. Определить желаемый доход и разделить на затрачиваемое время
Тоже довольно простой способ определить расценки. На наш взгляд, такой метод помогает прикинуть примерные расценки и минимальную стоимость труда, ниже которой вы не будете опускаться. Но нельзя брать с потолка цифры и необоснованно называть их заказчикам.
Для начала нужно определить, сколько вы хотите зарабатывать в месяц. 20 000 или 50 000 рублей? Берите для начала реальные цифры, а не 100 000 рублей – это маловероятно в первые месяцы работы.
Посчитайте, сколько времени вы сможете тратить на работу? Предположим, у вас есть 4 часа по будням, которые вы готовы тратить на фриланс. Итого в месяц получается около 80 часов. Теперь нужно разделить желаемый доход в месяц (20 000 рублей) на время вашей работы (80 часов). Получаем 250 рублей – именно столько вам нужно получать за час вашей работы.
Дальнейшие расчеты зависят от сферы вашей работы и сколько уходит на один проект. В некоторых профессиях почасовая оплата, так что вы сможете примерно ориентироваться в расценках.
А если у вас не почасовая оплата?
Так, к примеру, начинающий автор статей тратит на одну статью в 3000-5000 знаков час времени. Чтобы окупить времязатраты, нужно запросить за 1000 знаков примерно 50-80 рублей. Профессионалы могут брать такие деньги (да и больше) за свою работу, но вот новичкам придется потратить время для поиска таких заказов.
Кстати, нужно учитывать, что вы будете тратить время на поиски заказа: просмотр вакансий, послать отклик на проект, переписка с заказчиком, правки и т.п. Это тоже стоит учитывать при расчетах. Но в целом систему расчета финансов этим способом понять можно.
Но не стоит с первых дней на бирже ставить баснословные цены – если вы не оправдаете ожидания заказчика, он влепит вам отрицательный отзыв и испортит репутацию.
3. Фиксированная оплата за работу
Можно применять практически во всех сферах, ставя цену не за потраченное время, а за результат. Подойдет для опытных фрилансеров.
К примеру, если ориентироваться опять же на тексты, – вы оплачиваете не время, которое ушло на написание текста или количество знаков, а что получит заказчик от него: — продающие тексты помогут продавать больше товаров; — seo-тексты приведут новых людей на сайт из поиска; — качественные информационные статьи привлекут внимание людей и они станут постоянными читателями, поделятся статьей в соцсетях и т.д.Смысл в том, чтобы дать понять заказчику, что ему выгодно заплатить вам эти деньги, чтобы потом получить еще больше.
Конечно, для такого уровня вам нужно еще дойти – учиться, оттачивать мастерство, пополнять портфолио качественными работами и получать положительные отзывы. Но когда ваше имя станет на слуху, а заказчики начнут рекомендовать вас друг другу – вы сможете поставить цены намного выше, чем у обычных фрилансеров.
Когда можно повысить расценки?
Постепенно нужно поднимать свои расценки, но не безосновательно. Переплачивать за ваши услуги только потому, что вы работаете во фрилансе уже 2 месяца, никто не будет. Нужны реальные причины.
К примеру:
Специфическая работа: узкая тематика, много требований, сжатые сроки и т.п. В этом случае за такой заказ оплату можно повысить
Повышается уровень профессионализма: вы освоили новые методики, стили или просто научились чему-то полезному в этой сфере
Постоянный поток заказов по «сарафанному радио» — люди рекомендуют вас друг другу, значит вы действительно отлично работаете
Завал в заказах: когда по старой цене вы уже не успеваете справляться с заказами, есть смысл поднять стоимость и делать меньше, но в конечном итоге доходы не упадут
Премии и похвалы от клиентов – это явный признак того, что вы перешагнули свои прошлые расценки и можно пойти дальше
Заказчики сами предлагают повысить расценки – обычно это бывает с постоянными клиентами, когда они просят делать еще что-то
Вы чувствуете «профессиональное выгорание», т.е. работаете практически без перерыва и работа перестает приносить радость и удовольствие. Лучше поднять расценки, чем в конце концов все бросить и разочароваться во фрилансе
Зарабатывать больше можно и с помощью помощников. Переложить на них часть рутинных заданий, чтобы не тратить на них время. Потом доводить до совершенства и продавать в 2-5 раз дороже.
Советы по ценообразованию
На старте не занижайте цены и не завышайте — держитесь середины
Постоянно развивайтесь, улучшайте портфолио и постепенно поднимайте цены
Сразу оценивайте требования к работе и оплату: очень часто за «среднюю» цену заказчики хотят слишком многого. Лучше сразу отказаться, чем потом через силу выполнять заказ. Либо предложите заказчику повысить оплату, приведя веские для этого причины (специфика, сжатые сроки, объем работы и т.п.)
Будьте уверенней — не бойтесь брать задания с оплатой выше среднего, если вы чувствуете, что справитесь
Берите не количеством, а качеством: лучше выполните 2 задания качественно и по высокой цене, чем 10 по низкой стоимости, но на тяп-ляп
Ищите заказы вне бирж: предлагайте свои услуги напрямую владельцам сайтов или компаний, ищите объявления на досках и в онлайн-газетах. На биржах слишком большая конкуренция и сложно выделиться
Прочитайте статью «Как найти заказчика», чтобы увидеть 9 альтернативных способов получить заказ.
На сайте яработаюдома.рф во всех вакансиях озвучены примерные расценки за работу. Так что вы сразу можете увидеть, сколько можно будет зарабатывать и на что рассчитывать
Придерживаясь этих методик и подсказок, вы сможете уверено выйти на биржи и не работать за бесценок. Очень важно знать, как установить цены, как фрилансеру поднимать расценки, ведь от этого зависит его доход и репутация.