Как определить идеальную ЦА
Знаете, с какими проектами сложнее всего работать? Владельцы которых на вопрос: «Кто ваша целевая аудитория?» отвечают: «Все». Если это ваш случай, срочно читайте сегодняшний материал. В нем пошаговая работа со специальными сервисами, которые помогут лучше узнать и определить вашу идеальную ЦА. Читайте и применяйте в своих проектах.
P.S. Бонусом шаблон для фиксирования полученных данных по анализу ЦА.
Знаете, с какими проектами сложнее всего работать? Владельцы которых на вопрос: «Кто ваша целевая аудитория» отвечают: «Все».
Представим, что это на самом деле так. Получается, что прорекламировать наш товар придется 112 млн. человек и потратить на это 30 млн. рублей.
Конечно же, это бессмысленно. Но как понять, кто наш клиент на самом деле и как определить идеальную ЦА, когда ответ не очевиден?
Моя любимая фраза: обратиться к статистике!
Для анализа нам потребуются следующие инструменты:
- Яндекс.Метрика или Google Analytics
- Similarweb
- TargetHunter
Анализ с Яндекс.Метрика и Google Analytics
Не забывайте, что получить статистику можно только с сайта, на который установлена Яндекс.Метрика или Google Analytics, при условии, что у вас есть доступ к конкретному счетчику. Информацию из метрики конкурента получить нельзя.
Для примера возьмем сайт по ремонту жилых и нежилых помещений. На данном сайте установлена Яндекс.Метрика. Чтобы увидеть статистику, переходим в Метрику.
Во вкладке «отчеты» мы видим следующие разделы:
Яндекс.Метрика позволяет проанализировать пол, возраст, интересы людей, посещавших наш сайт, конверсионность разных групп ЦА и так далее. Рассмотрим некоторые показатели.
Мы видим, что сайт посетило 530 человек, большая часть из которых женщины.
Идем глубже, нам нужно узнать, как конвертируется аудитория. Для этого выбираем цель «страница благодарности» — это значит, что человек купил или заказал товар, оформил услугу и т.д.:
Анализируя данные, понимаем, что конверсионность мужской аудитории в 2 раза выше, чем женской. При этом женщины в 2 раза меньше времени проводят на сайте и в 2 раза меньше открывают страниц. Это значит, что скорость принятия решения в этой нише выше у женщин, для этого им нужно меньше данных.
Посмотрим на возраст нашей ЦА:
Основная аудитория находится в возрасте от 25 до 44 лет, что логично, т.к. именно в этом возрасте люди чаще всего покупают жильё и делают там ремонт.
Если мы сравним первую и вторую таблицу, то увидим, что самая целевая аудитория – это люди в возрасте 35-44 года, а самую низкую конверсию дает возраст 55+.
Обратимся к географии. Так как наш проект локальный, мы видим, что наши посетители – это жители одного региона. Но для проектов, работающих по всей стране, можно посмотреть, из каких городов люди больше интересуются нашим товаром или услугой.
Конверсии в данном случае идут только из одного города.
Отличный способ проанализировать аудиторию – это посмотреть, чем еще интересуются люди, пришедшие на наш сайт. Это поможет и в настройке рекламы, и в подготовке контента.
Итак, общие категории интересов: на первом месте строительство и ремонт, далее развлечения и досуг, бизнес, финансы, транспорт и т.д.
Каждую из этих категорий мы можем проанализировать подробнее. Возьмем категорию «Строительство, обустройство и ремонт»:
Мы видим, на объявления какой тематики наша ЦА с большей вероятностью отреагирует.
Лайфхак: Категории интересов из метрики мы можем в дальнейшем использовать при настройке таргетированной рекламы ВКонтакте, чтобы проверить гипотезы на таких же или близких по смыслу интересах.
Чтобы не удлинять статью, мы не будем подробно рассматривать, как анализировать целевую аудиторию с помощью Google Analytics. Это делается аналогично, как и в Яндекс.Метрике.
Но не забывайте, что эти системы по-разному анализируют трафик, поэтому данные могут не совпадать.
Similarweb
Итак, мы проанализировали свой трафик, пора изучить конкурентов. Делать это будем с помощью сервиса Similarweb, где мы сможем увидеть следующие показатели:
- Количество трафика
- Источники трафика
- Какие соцсети приносят результат
Для примера возьмем другую нишу — курсы изучения иностранных языков. Данная ниша представлена огромным количеством школ, одной из наиболее известных является Skyeng. На основе сайта skyeng.ru проведем анализ.
Чтобы оценить объем трафика, переходим в сервис и вводим адрес сайта нашего конкурента.
Мы видим, что у нашего условного конкурента постоянный источник трафика, который держится на одном уровне. Это значит, что компания активно занимается продвижением.
Чтобы понять, какие источники трафика приносят наибольшую результативность, сделаем по ним разбивку:
- Основной источник трафика – это переход по прямой ссылке на сайт, в том числе все виды платного трафика
- Переход с других сайтов всего 1%
- Поисковые системы дают 16% трафика
- Переход из социальных сетей дает 4%
- E-mail-маркетинг – 5%
- Медийная реклама не используется
Рассмотрим подробнее виральный охват из социальных сетей:
Основные 2 канала – это YouTube и ВКонтакте, что соответствует общей тенденции в Рунете и дает понимание, какие социальные сети нужно развивать в первую очередь.
Здесь мы также можем посмотреть интересы пользователей и сайты, которые они чаще всего посещают:
Данная информация нам также поможет при формировании портрета целевой аудитории.
Изучим аудиторию ВКонтакте
Для этого нам понадобится парсер. Вы можете использовать любой, мне больше всего нравится TargetHunter.
Давайте проанализируем группу ВКонтакте на примере ниши по продаже керамической плитки. Группа не накручена, подписчики собирались с помощью таргетированной рекламы. Они являются нашей целевой аудиторией.
Не всегда в своей группе есть достаточное количество целевых подписчиков, особенно если проект новый. В этом случае будем анализировать конкурентов.
Для начала соберем подписчиков своего сообщества или сообществ конкурентов с помощью вкладки сервиса ТаргетХантер Сбор>Участники
Во вкладке Анализ>Пользователи>Демография посмотрим, сколько лет нашим подписчикам, из какого они города, кого больше — женщин или мужчин, их семейное положение.
Вкладка Анализ > Пользователи > Интересы нам покажет, чем интересуются подписчики. В зависимости от ниши эта информация может помочь найти неочевидные идеи для контента или промопостов.
Во вкладках Анализ > Целевые сообщества и Анализ > Целевые вступления мы увидим сообщества прямых и косвенных конкурентов, в том числе тех, которые мы не сможем найти с помощью поиска, т.к. названия и статусы некоторых групп не содержат очевидных ключевых фраз. Мы можем проанализировать, чем еще интересуется наша целевая аудитория и в каких пабликах состоит.
Чтобы понять, какой контент лучше всего заходит нашей аудитории, нужно найти самых успешных конкурентов в нише. Это можно сделать во вкладке Анализ > Вступления и отсортировать сообщества по приросту подписчиков.
Не забывайте, что сообщества могут быть искусственно накручены, это видно по резким всплескам на графике.
Теперь, зная самые популярные сообщества ниши, мы можем проанализировать контент и посмотреть, что людям больше всего нравится:
- Посты: вкладка Сбор > Посты
- Товары: вкладка Сбор > Товары
- Видеозаписи: вкладка Сбор > Видеозаписи
- Промопосты: вкладка Анализ > Промопосты
Что нам это дает?
Мы можем взять конкурентов, которые динамично развиваются, а значит, вкладывают деньги в рекламу, и посмотреть, что заходит у них, что можно сделать лучше, какие условия надо предложить клиенту, чтобы он купил у нас, а не у конкурента.
Проанализировав отзывы во вкладке Сбор > Обсуждения, мы сможем понять, с какими проблемами сталкиваются клиенты, какие услуги им нравятся и какие хотят видеть.
Кроме того, с помощью парсера вы можете:
- Узнать, накручены ли группы, или в них только живые подписчики
- Посмотреть, кто уводит ваших клиентов
- Увидеть самые востребованные товары по всей нише
- Проанализировать оформление вашей группы по сравнению с конкурентами и многое другое
Для удобства мы подготовили для вас сводную таблицу по анализу ЦА, скачать её можно здесь.
Если хотите получить готовый анализ целевой аудитории или конкурентный анализ ниши в целом, напишите в сообщения сообщества.
Автор: Яна Черная