Время на прочтение: 3 минут(ы)
Раньше я кромсал тексты уже через десять секунд после начала чтения. Вижу косяк — правлю или пишу коммент автору. Взгляд цеплялся за все подряд: структуру, грамматику, логику. Хаотичные правки растягивали процесс редактуры, поэтому со временем я понял вот что…
Не надо сразу нападать на стоп-слова и канцелярит, взгляните на текст целиком.
Шаг №1: Опять и снова подумайте, кто будет читать текст
Автор прислал вам статью — не спешите редактировать. Еще раз напомните себе, кто читатель. Какая у него проблема? Зачем ему читать текст? Что для него важно? Статья в первую очередь для читателя, а только потом для бизнеса. Итак, это запомнили. Теперь можно перейти к тексту.
Шаг №2: Прочитайте текст полностью, не редактируя
Читайте текст целиком, чтобы потом не делать лишнюю работу. Пустая трата времени — править абзац, который в итоге придется удалить. Еще это поможет взглянуть на все сложные моменты и косяки. Ну, или на бо́льшую их часть.
Можете оставлять пометки на полях в гуглдоке, тогда вы не забудете важные детали. Я практикую такое в больших статьях.
Шаг №3: Определите пользу для читателя
Полезное действие текста определяется в самом начале, когда вы с автором составляете план статьи. Например, полезное действие гайда по настройке рекламы ВКонтакте в том, чтобы после прочтения читатель сам настроил таргет.
Перед редактурой задайте себе вопросы:
- Получит ли читатель пользу от этого текста?
- Он решит свою задачу? Найдет ли ответ на вопрос?
- Автор ответил на все вопросы читателя?
- Не появится ли у читателя возражений?
- Если да, хотим ли мы развивать дискуссию в комментах?
- Насколько глубоко раскрыта тема? Можно еще что-то добавить?
- Достаточно ли в статье примеров? Насколько они понятны читателю?
- Можно ли заменить длинное объяснение иллюстрацией?
- Достаточно ли в статье иллюстраций? Насколько они уместны?
- Понятен ли текст читателю? Не слишком сложно написано?
Если в тексте нет пользы, то и редактировать его не надо. Лучше переписать.
Шаг №4: Не забудьте про задачи бизнеса
Так, пользу для читателя нашли, теперь чекаем пользу для бизнеса. Как текст решает задачи проекта? Заявки, продажи, лояльность, обработка возражений, прогрев до следующего этапа воронки — все зависит от изначальной цели текста.
Цели текста могут быть разные. Например, мы хотим, чтобы читатель перешел по ссылке, оставил контакты, связался с менеджером, задал вопрос или прогрелся, осознав, что от вашего продукта не умирают и даже Киркоров им пользуется.
Цель моего текста — подписать вас на рассылку лучших статей блога. А вот и форма подписки:
Подпишитесь, чтобы не пропустить полезные статьи
Если автор забыл про цель — приготовьте ему правки. Если нет — напишите, что он красавчик.
Шаг №5: Проверьте факты
Обязательно проверьте все цифры и факты. Перечитайте цитаты экспертов и тексты в источниках. Правильно ли автор указал пропорции в рецепте лимонного пирога? Можно ли настроить рекламу по его инструкции или он напутал со ставками? Стоит пару раз ошибиться в фактах, и статья потеряет силу. Еще не забудьте проверить, работают ли ссылки в тексте.
Шаг №6: Взгляните на структуру и контраст
Проверьте структуру текста. Что там с порядком блоков? Выдерживает ли автор последовательность ответов на вопросы? Ничего не напутал?
Отлично, теперь взгляните на контраст. Какие элементы в тексте выделены, вынесены в рамку, подчеркнуты? Это значимые вещи? Помогут ли контрастные элементы лучше понять текст? Выделяйте только важные моменты в тексте.
Шаг №7: Отредактируйте воду, слог, конструкцию
Вот и настало время спустить с цепи мистера Пиши-сокращай. Удаляйте из текста все лишнее без ущерба для смысла: словесный мусор, повторы, громоздкие конструкции. Кромсайте их священным резаком редактора.
Укорачивайте длинные предложения или разбивайте на несколько коротких. Кстати, абзацев это тоже касается. Упрощайте сложное. Объясняйте непонятное. Если текст тяжело читать — исправляйте конструкцию. Стоп-слова, канцелярщину, тавтологию на костер! Накидайте автору комментов, чтобы в следующий раз не усложнял текст плеоназмами.
Чекните грамотность. Расставьте запятые, исправьте ошибки, прочитайте текст вслух еще раз.
Фух, ну вроде бы все готово. Молодцы. Публикуйте свой бриллиант.
Автор:
Алексей Офицеров
Выпускающий редактор:
Екатерина Воротникова
Тем временем в блоге…