Время на прочтение: 2 минут(ы)
Рынок SMM переполнен специалистами. Только размести вакансию – и найдешь спеца. Так кажется на первый взгляд. Я искал 4 месяца назад эсэмэмщика для школы музыки, и оказалось, что не так всё просто.
Главная проблема: все по-разному понимают значение «SMM-специалист» и его обязанности. В моем представлении он занимается развитием аккаунтов. А конкретно:
1. Оформлением соцсетей компании.
2. Созданием структуры аккаунта (разделы, виджеты и т.п.)
3. Генерацией идей по контенту и создание контента. И это главное!
4. Регулярное наполнение аккаунтов.
5. Взаимодействие с пользователями.
6. Взаимодействие с другими аккаунтами и блогерами в поисках партнерства, совместных акций, конкурсов. Но это опционно.
Не занимается таргетингом! Мне половина предложений поступило от таргетологов, даже несмотря на то, что в обязанностях я прямо указывал, что это не требуется: таргет я сам умею.
SMM-специалист – это в первую очередь, про создание контента
Самостоятельно или с привлечением других спецов – фотографа, видеографа, дизайнера, копирайтера. Некоторые называют таких людей контент-менеджер. Но в моем понимании это человек, отвечающий за размещение контента, а не его создание. Наполнить каталог товаров, подогнать размер фото, опубликовать статью на 5 тематических площадках, выложить вакансию в 25 групп. Больше характерно для работ над сайтом.
Давайте нарисуем идеальную картину. SMM-отдел: над аккаунтами работает команда из 5-12 человек.
1. Копирайтер. Пишет тексты.
2. Дизайнер. Оформляет аккаунт и посты. Участвует в создании контента.
3. Фотограф. Участвует в создании контента.
4. Видеограф. Участвует в создании контента.
5. Smm-специалист. Ответственный за создание и размещение контента.
6. Комьюнити-менеджер. Общается с аудиторией.
7. Менеджер по взаимодействию с блогерами. Размещение рекламы, совместные проекты.
8. Таргетолог. Привлечение рекламного трафика. Для крупных проектов их может быть несколько. С разделением по специализации: Вк / Инстаграм-Фейсбук или по уровню: младший-старший специалист.
9. Руководитель отдела. Отвечает за стратегию и координирует всех специалистов.
Но это фантазии. В реальности отдел недоступен по бюджету для 99,8% компаний. Тем более в условиях кризиса.
Поэтому, если вынести за рамки таргетологов, то smm-специалист должен уметь и текст писать интересный, и фотографировать, и на телефон видео записывать, и с аудиторией общаться. Обрабатывать фото и видео, хотя бы на базовом уровне. Если позволит бюджет, то привлекать на отдельные проекты фотографа-видеографа.
И, конечно, генерировать интересные идеи для контента. Такие, чтобы отличаться от конкурентов. Потому что «давайте пользу», «показывайте жизнь, товар, специалистов» – это уже уровень по умолчанию. Как адаптивный сайт. Если у вас работает сайт, он адаптивный. Если у вас SMM, то уже с этим набором контента.
Расскажу на примере музыкальных школ
Все публикуют рассказы о педагогах, отзывы, видео с уроков и отчетных концертов. Статьи в духе «Музыкальные мифы», «почему никогда не поздно начать заниматься музыкой», «10 фактов о группе Сплин, Депеш Мод, Веселые песняры…». Такие материалы набирают минимум реакций пользователей. Их не комментируют и даже слабо лайкают.
Материалы из рубрики «полезное»: «Упражнения на развитие артикуляции» или «Как сыграть песню…» тоже не вызывают повышенной реакции у подписчиков. В Инстаграме на 1000 подписчиков – 10-15 лайков, 0-1 комментарий. В ВК с его охватами ситуация еще хуже.
Какой тогда смысл в генерации такого контента, если вовлечение низкое? Низкое во всех школах музыки. Покажите мне крутые аккаунты музшкол, которые качают. Я не нашел. Для новых посетителей достаточно подборки фото и видео педагогов и учеников, ответы на частные вопросы – их не надо так часто обновлять.
Работа на этом уровне тоже требует много сил и времени и должна оплачиваться. Но хочется большего.
Пример, который меня вдохновляет, – аккаунт в Инстаграм небольшого книжного магазина «Подписные издания» в Петербурге. Ребята на фото воспроизводят обложки книг или их атмосферу. Все сюжеты делаются силами продавцов!
Делать интереснее, иначе, чем у конкурентов – вот задача smm, которую хочется решать вместе со специалистом. Где такие водятся?
Автор:
Александр Ситников