Как создать онлайн школу в ВК? Через ботов, конечно! Надо настроить платёжную интеграцию, отслеживать доступы, выдавать их… Но давайте обо всём по порядку. В этой статье поделюсь опытом как удалось организовать полноценную онлайн-школу прямо в ВК, без посторонних площадок. При этом удалось защитить материалы от посторонних и разгрузить эксперта.
У меня ушло около двух недель только на то, чтобы въехать во все нюансы. А потом ещё столько же, чтобы в процессе сборки обнаружить ещё пять раз по столько же приколов. А вам потребуется всего лишь 3-5 минут на чтение статьи.
Задача: как создать онлайн-школу в вк
Изначально у нас было сообщество офлайн-школы с имеющейся аудиторией, узкой по гео. Необходимо былосоздать онлайн-версию школы и запустить первый курс. Причем можно купить как курсом, так и уроки по отдельности.
Есть нюанс: усообщества живые сообщения, в которых работает менеджер. Поэтому желательно минимально занимать эфир ботами. То есть схемы с высылкой уроков в ЛС не подходят!
Решение
Так как головное сообщество уже есть и аудитория в нём тоже есть, бросать его совершенно бессмысленно. Легче разбавить контент, ориентированный на офлайн-занятия, тем, что будет касаться онлайн-школы.
С другой стороны, сильно смешивать в сообщениях обе сущности нежелательно, чтобы не сбить настроенную работу.
Поэтому решили создать отдельное частное сообщество, как техническую площадку онлайн-школы.
Перейдя по ссылке, пользователь попадает в частное сообщество. На входе его встречает бот-мордовот, который сверяется со списком.
Важно!!! Cверяться бот должен со списками головного сообщества, в которые мы сохраняли оплативших! Да-да, в ботах BotHunter можно ссылаться на списки другого сообщества, в котором вы также руководитель. (Я вот это поняла, когда полностью всё переделывала =))
Мордоворот удаляет тех, кто не находится в списке «Оплатил», «Особый пропуск» или «Админы».
Зачем список «Особый пропуск»? Он для всех, кого надо пустить посмотреть уроки без оплаты. И кого не надо путать с админами.
Благодаря такому боту в частном сообществе не будет левых людей, даже если кто-то поделится инвайт-ссылкой на сторону.
Уроки загружены в формате видео с доступом только для подписчиков частного сообщества. Эти видео загружены в статьи, где добавлено текстовое описание, сделана вёрстка и т.д. Статьи с доступом по ссылке, разумеется. А получить эту ссылку можно в СС частного сообщества.
Название бота является конструктором. «Учебный» называются все боты, в которых выдаются уроки и курсы. Вместо «урок 1» может быть полное название урока. Названия списков тоже максимально систематизированы.
Но есть нюанс: мы не можем писать пользователю первыми. Поэтому, придётся попросить пользователя написать сообщение. Увы и ах, личку придётся вскрыть.
У меня это реализовано через закреп «Напишите сообщение «старт», и вам придёт урок». А также через бота в основном сообществе, который в личку после оплаты присылает ссылку на СС закрытого сообщества с такой же инструкцией.
И вот когда пользователь пишет это сообщение, выходит бот-сортировщик и проверяет, какой именно урок нужен этому пользователю. Проверяет по спискам. И к тому боту-педагогу и отправляет.
Проверка происходит по каждому из имеющихся уроков. Также использовано автопродвижение, чтобы не зависали пользователи.
Тут всё просто. Как только пользователь получает урок, он добавляется в бот «Доступ к курсу», где попадает на таймер. Чтобы это было красиво, таймер идёт не сразу до упора, а с напоминалкой заблаговременно о скором истечении срока.
Позднее туда можно будет воткнуть возможности продления (не бесплатного). Но это уже по желанию.
И по истечении полного срока пользователь удаляется из списка студентов.
Но что если человек одновременно учится на разных курсах? Кикнешь его — а он не доучился. Безобразие!
Согласна. Поэтому есть такой вариант: специальный бот проверяет список пользователей на предмет наличия тех, кто ни в одном списке не числится. И удаляет их оптом.
5. Проверка ДЗ
И тут сразу начнём с нюанса: эксперт очень занятой человек. Не для того мы освобождали эфир в одном паблике, чтобы он мониторил сообщения в другом. Поэтому для ДЗ реализована механика бота-уведомления.
По ключевому слову, которое пользователь отправляет в СС, эксперту в ЛС приходит уведомление со ссылкой на диалог.
Кстати, здесь я допустила тупейшую ошибку, которая видна на скрине. Я не протестила бот. Ну блин, он же элементарный, что может пойти не так?!
А то, что у эксперта не были разрешены сообщения от его же сообщества. Как только он написал первое сообщение, бот довел цепочку до конца. Ну что, бывает))
Такой же служебный бот создали для вызова технического специалиста, т.е. вашего покорного слуги.
Так как создать онлайн-школу в ВК? Итоги
Разумеется, такой длинный путь от покупки до урока пользователю не идеально удобен. Вот если б оплатил, оп, и ссылку на урок – было бы проще.
Однако в данном случае клиент не хотел выходить из ВК, плюс переживал за безопасность размещения уроков, вдобавок хотел снизить нагрузку на основной паблик.
Выбранное мной решение является неидеальным, но приемлемым для решения всех трёх задач.
В качестве костыля в самом спотыкательном месте я добавила кнопку вызова тех. специалиста. Многоразовую. Чтобы оперативно включаться в процесс и вести пользователя за ручку.
Что можно улучшить
Можно добавить чат учеников. Но там очень желательно присутствие эксперта либо заинтересованного куратора. Это уже не со стороны ботов, а чтобы чат работал на лояльность и доп. продажи полезно.
Добавить дёргалки для тех, кто подвис на любом этапе. Например, не приступил к уроку или не отправил ДЗ.
Сделать тег куратора или техподдержки кнопкой везде, а не только там, где массово подвисают.
Сделать догрев для тех, кто проходит одиночные уроки на покупку курса.
Вообще сделать прогрев в СС головного сообщества. Особенно если нет ограничения «эфирного времени».
Можно много всего. Ориентируйтесь на реальные запросы и потребности. И движения пользователей. Если где-то регулярно спотыкаются пользователи – стоит подкорректировать, даже если «нуэтожеочевидно». Особенно, если это очевидно =)
Лайфхаки
Чтобы не запутаться в куче ботов, рекомендую использовать папки. Как я раньше жила без них?!
А ещё в названии ботов прописывать инвариантные и вариативные части: Оплата __ урока 1 (2, 3…).
Дробление ботов. Не делать огромные конструкции, которые потом страшно трогать, а регулярно перекидывать между небольшими ботами.
Продумывать максимально универсальные конструкции, чтобы в дальнейшем можно было проще дополнять и модернизировать имеющееся, а не сочинять с нуля.
Тщательно прописывать первый бот в серии, тестировать и потом просто копировать и адаптировать. И здесь внутренний лайфхак — чтобы не запутаться, что уже исправлено, а что нет, и не потерять ни одного нюанса, я черчу табличку. Прям карандашиком не бумаге. И отмечаю, где внесены исправления. Очень помогает.